24 октября 2016 г.

Почему Америка помнит о Великой депрессии

Этот день в истории. 24 октября 1929 г.
Двадцатые годы XX в. были для Соединенных Штатов эпохой экономического процветания — к 1929 г. эта страна достигла первенства в общем объеме мировой торговли, а из 20 латиноамериканских стран 14 находились под финансовым контролем США. Неудивительно поэтому, что президент США Герберт Гувер, выступая в марте 1929 г., заверил американцев, что процветание станет достоянием всех граждан страны, и пообещал «цыпленка в каждой кастрюле и две машины в каждом гараже».

Под влиянием столь радужных обещаний все американцы решили, что настало время для быстрого обогащения, и без колебаний занялись даже такими рискованными операциями, как спекуляция ценными бумагами. Почти вся страна — от домохозяйки и железнодорожного кондуктора до министров и президента — с упоением играла на бирже, с удовлетворением отмечая постоянный рост стоимости своих ценных бумаг и ощущая себя поэтому с каждым днем все богаче и богаче.
Но в рыночной экономике никогда нельзя быть абсолютно уверенным в завтрашнем дне. И 24 октября 1929 г. локомотив американского процветания сошел с рельсов. Первым симптомом надвигающейся экономической беды стала паника, разразившаяся на Нью-Йоркской фондовой бирже, когда цены продававшихся там ценных бумаг начали снижаться — сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. В конечном счете они упали примерно в 4,5 раза, и огромное число американцев — владельцев этих бумаг — внезапно оказались банкротами. До сих пор в памяти американцев живы истории о банкирах, выбросившихся из окон небоскребов после получения известия о своем разорении.
Но разорялись не только отдельные люди — в 1929-1933 гг. вынуждены были закрыться 130 тыс. фирм, а около 1 млн сельскохозяйственных ферм были проданы с молотка. Особенно опасно для экономики было то, что неплатежеспособными оказались 8 тыс. банков, которые задолжали своим вкладчикам 5 млрд долл.
Это вызвало общенациональную панику, и люди начали штурмовать здания всех банков, требуя свои деньги назад. Чтобы не допустить краха банковской системы страны, Франклин Рузвельт, сменивший Гувера на посту президента США, своим решением объявил «банковые каникулы», т. е. просто приостановил работу банков до тех пор, пока паника в экономике хотя бы немного не уляжется.
Рабочие закрытых предприятий и фермеры, лишившиеся земли, стали безработными. Число безработных достигло 17 млн человек — без заработка оказался каждый третий. Над страной опустился мрак безысходности, и голодная смерть стала реальностью: только за один 1931 год и только в Нью-Йорке от голода умерли 2 тыс. человек.
В романе Джона Стейнбека «Гроздья гнева» описаны эти черные годы, когда по дорогам США бродили толпы бездомных и безработных людей, искавших хоть какой-нибудь поденный заработок. Когда же они не находили даже самой тяжелой и малооплачиваемой работы на уборке хлопка, то в отчаянии организовывали «голодные походы» на Вашингтон, чтобы потребовать от правительства хлеба и работы.

Только через четыре года экономика с трудом начала выбираться из кризиса, навсегда вошедшего в историю США и мировую экономическую историю под названием Великой депрессии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий