Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906 — 1999) — советский и
российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук,
профессор. Председатель правления Советского, а затем и Российского фонда
культуры.
Автор фундаментальных трудов, посвящённых истории
русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры. Автор
около 500 научных и 600 публицистических трудов. Внёс значительный вклад в
изучение древнерусской литературы и искусства.
На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. В1995 г . участвовал в
Международном коллоквиуме «Творение мира и предназначение человека». Представил
проект «Декларация прав культуры».
На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности. В
Декларация
прав культуры (фрагменты)
Статья 1. В настоящей «Декларации» под культурой понимаются
сотворенная человеком материальная и духовная среда обитания, а также процессы
создания, сохранения, распространения и воспроизводства норм и ценностей,
способствующих возвышению человека и гуманизации общества. Культура включает в
себя:
а) культурно-историческое наследие как форму
закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества (язык, идеалы,
традиции, обычаи, обряды, праздники, памятные даты, фольклор, народные промыслы
и ремесла; произведения искусства, музейные, архивные и библиотечные фонды,
коллекции, книги, рукописи, письма, личные архивы; памятники археологии,
архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли,
достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого; уникальные
ландшафтные зоны и местности археологического, исторического и научного
значения, совместные творения человека и природы, современные сооружения,
представляющие особую ценность с точки зрения истории, искусства или науки, а
также другие предметы и явления, обладающие историко-культурной ценностью);
б) социальные институты и культурные процессы,
порождающие и воспроизводящие духовные и материальные ценности (наука, образование,
религия, профессиональное искусство и любительское творчество, традиционная
народная культура, просветительская, культурно-досуговая деятельность и т.д.);
в) инфраструктуру культуры как систему условий
создания, сохранения, экспонирования, трансляции и воспроизводства культурных
ценностей, развития культурной жизни и творчества (музеи, библиотеки, архивы,
культурные центры, выставочные залы, мастерские, система управления и
экономического обеспечения культурной жизни).
Статья 2. Культура является определяющим условием реализации
созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности
народа и основой душевного здоровья нации, гуманистическим ориентиром и
критерием развития человека и цивилизации. Вне культуры настоящее и будущее
народов, этносов и государств лишается смысла.
Статья 3. Культура каждого народа, большого и малого, имеет
право на сохранение своей уникальности и самобытности. Вся совокупность явлений
и продуктов материальной и духовной культуры народа составляет органичное
единство, нарушение которого ведет к утрате гармоничной целостности всей
национальной культуры.
Статья 4. Культура каждого народа имеет право на сохранение
своего языка как основного средства выражения и сохранения
духовно-нравственного своеобразия нации, формы бытования национального
самосознания как носителя культурных норм, ценностей, идеалов.
Статья 5. Участие в культурной жизни есть неотъемлемое право
каждого гражданина, поскольку человек является творцом культуры и ее главным
творением. Свободный доступ к культурным объектам и ценностям, которые по
своему статусу являются достоянием всего человечества, должен быть гарантирован
законами, устраняющими политические, экономические и таможенные барьеры.
Статья 6. Культура каждого народа имеет право на участие в
гуманистическом развитии всего человечества. Культурное сотрудничество, диалог
и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии,
условием предотвращении международных и межэтнических конфликтов, насилия и
войн.
Статья 7. Культура обладает правом на международную защиту в
ситуации войн и межэтнических конфликтов. Любые действия, ведущие к уничтожению
памятников истории и культуры, включая периоды войн, межгосударственных и
межэтнических конфликтов, должны быть в международно-правовом плане
квалифицированы как преступление против человечества.
Статья 8. Культура обладает правом на поддержку со стороны
государства, которое несет юридические и моральные обязательства перед прошлым,
настоящим и будущим за сохранение и развитие культурного наследия всех народов
и этносов, проживающих на его территории.
Статья 9. Государство обеспечивает равенство возможностей и
условий культурною развития всех граждан, определяет направления, содержание и
формы государственной поддержки культуры с учетом национальных традиций, уровня
политического и экономического развития общества.
Статья 10. Государственная политика в сфере культуры должна
строиться на уважении человеческого достоинства, обеспечении свободы выбора
каждым членом общества форм участия в культурной жизни и творчестве.
Статья 11. На государственных организациях (воспитательных,
образовательных, информационно-просветительных) лежи! прямая обязанность
воспитывать уважение граждан к отечественной культуре, ее истории, традициям,
национальным языкам, к носителям национального самосознания, формировать
представление о месте национальной культуры в духовном наследии человечества,
ее вкладе в сокровищницу мировой культуры.
Статья 12. Как гарант сохранения и развития культурного наследия
государство обязано:
а) рассматривать в качестве приоритетной задачи
сохранение культурного достояния нации и обеспечивать его передачу будущим
поколениям, уделяя особое внимание системе образования и воспитания как
социальному институту культурной преемственности;
б) содействовать воспитанию у граждан интереса, любви
и уважения к культурному наследию своего народа, к культуре других народов
мира;
в) обеспечивать художественное и эстетическое
воспитание подрастающего поколения, поддержку молодых дарований и
воспроизводство творческой элиты;
г) способствовать интеграции культурного потенциала
каждого этноса в духовную жизнь всей нации;
д) брать под защиту объекты и памятники культуры,
нуждающиеся в охране, консервации, реставрации и музеефикации;
е) осуществлять финансовую и организационную поддержку
в издании полных каталогов музейных фондов, а также особо ценных малых собраний
и отдельных произведений, хранящихся в частных руках;
ж) использовать для реставрации особо значительных
памятников истории и культуры специалистов, имеющих международные дипломы
высшей категории;
з) привлекать к судебной ответственности виновных за
уничтожение, искажение или нанесение какого-либо ущерба произведениям,
предметам и объектам, имеющим культурную ценность;
и) выявлять, учитывать и охранять составляющие
достояние народа культурные ценности от незаконного ввоза, вывоза и передачи на
них прав собственности;
к) не допускать разрушения созданных как единое целое
исторических центров, ансамблей памятников истории и культуры, имеющих общечеловеческое
значение (здания, алтари, деисусы, диптихи, триптихи, гарнитуры мебели,
библиотеки, коллекции и т.д.);
л) обеспечивать стабильное местопребывание
произведений культуры, имеющих национальное и общемировое значение, и допускать
их перемещение только по особым причинам исключительно культурного характера;
м) сохранять исторические поселения как единое
культурное и стилевое целое.
Статья 14. Как субъект власти государство обязано:
а) рассматривать культуру как основу духовной
безопасности народа, как базовую предпосылку и критерий выработки моделей
общественных преобразований;
б) считать главной целью национальной культурной
политики создание системы экономических, правовых и иных условий,
способствующих
спасению, сохранению и развитию культуры как духовной
основы существования народа и предпосылки воплощения личностного потенциала каждого
гражданина;
в) создавать условия для развития науки как важнейшего
интеллектуального и духовного ресурса нации;
г) всесторонне поддерживать систему образования как
ведущего социального института, обеспечивающего приобщение человека к
отечественной и мировой культуре;
д) вырабатывать механизмы противодействия экспансии
массовой коммерческой культуры, ведущей к деградации личности, угрожающей как сохранению
самобытности национальных культур, так и культурному развитию человечества в
целом;
е) обеспечивать минимум культурного развития членам
общества, испытывающим трудности в реализации одного из фундаментальных прав человека
на участие в создании, сохранении, распространении и потреблении культурных
ценностей;
ж) поощрять создание материальной базы, отвечающей
задачам культурной политики, развивать и укреплять сеть культурных и
художественных учреждений как в крупных центрах, так и в небольших городах и
сельской местности;
з) поддерживать негосударственные организации,
способствующие развитию культурной жизни, обеспечивать правовые гарантии и
создавать реальные условия для развития благотворительности в сфере культуры
(включая налоговую политику);
и) стимулировать инициативу и участие различных групп
населения в создании, сохранении, распространении и потреблении ценностей культуры;
к) осуществлять государственную политику в области
подготовки компетентных кадров, способных осуществлять организационно-управленческую,
консультативную, художественно-творческую, научно-исследовательскую, экспертную
деятельность в сфере культуры;
л) обеспечивать сохранение национальной культуры как
гармоничной целостности и информировать общественность о возможных негативных
последствиях для духовного здоровья нации утраты даже отдельных ее явлений и
объектов.
Статья 16. Для обеспечения выполнения положений «Декларации» при
ЮНЕСКО по решению Генеральной конференции учреждается комиссия по соблюдению
прав культуры, действующая на основе положения, выработанного Исполнительным
советом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий