ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ (фрагмент о Борисе и Глебе)
Икона из Савво-Вишерского монастыря, XIII – начало
XIV века (Киевский национальный музей русского искусства) |
В год 6522 (1014). Когда Ярослав был в Новгороде,
давал он по условию в Киев две тысячи гривен от года до года, а тысячу раздавал
в Новгороде дружине. И так давали все новгородские посадники, а Ярослав
перестал платить в Киев отцу своему. И сказал Владимир: «Расчищайте пути и
мостите мосты», ибо хотел идти войною на Ярослава, на сына своего, но
разболелся.
В год 6523 (1015). Когда Владимир собрался идти против
Ярослава, Ярослав, послав за море, привел варягов, так как боялся отца своего;
но Бог не дал дьяволу радости. Когда Владимир разболелся, был у него в это
время Борис, а тем временем печенеги пошли походом на Русь, и Владимир послал
против них Бориса, а сам сильно разболелся; в этой болезни и умер июля в
пятнадцатый день. Умер же князь великий Владимир на Берестове, и утаили смерть
его, так как Святополк был в Киеве. Ночью же разобрали помост между двумя
клетями, завернули его в ковер и спустили веревками на землю; затем, возложив
его на сани, отвезли и поставили в церкви святой Богородицы, которую сам
когда-то построил. Узнав об этом, сошлись люди без числа и плакали по нем —
бояре как по заступнике страны, бедные же как о своем заступнике и кормителе. И
положили его в гроб мраморный, похоронили тело его, блаженного князя, с плачем
великим. <…>
Святополк сел в Киеве после смерти отца своего, и созвал
киевлян, и стал давать им дары. Они же брали, но сердце их не лежало к нему,
потому что братья их были с Борисом. Когда Борис уже возвратился с войском
назад, не найдя печенегов, пришла к нему весть: «Отец у тебя умер». И плакался
по отцу горько, потому что любим был отцом больше всех, и остановился, дойдя до
Альты. Сказала же ему дружина отцовская: «Вот у тебя отцовская дружина и
войско. Пойди, сядь в Киеве на отцовском столе». Он же отвечал: «Не подниму
руки на брата своего старшего: если и отец у меня умер, то пусть этот будет мне
вместо отца». Услышав это, воины разошлись от него. Борис же остался стоять с
одними своими отроками. Святополк же, исполнившись беззакония, воспринял мысль
Каинову и послал сказать Борису: «Хочу с тобою любовь иметь и придам тебе еще к
полученному от отца владению», но сам обманывал его, чтобы как-нибудь его
погубить. Святополк пришел ночью в Вышгород, тайно призвал Путшу и вышгородских
мужей боярских и сказал им: «Преданы ли вы мне всем сердцем?» Отвечал же Путша:
«Согласны я и вышегородцы головы свои сложить за тебя». Тогда он сказал им: «Не
говоря никому, ступайте и убейте брата моего Бориса». Те же обещали ему
немедленно исполнить это. О таких сказал Соломон: «Спешат они на неправедное
пролитие крови. Ибо принимают они участие в пролитии крови и навлекают на себя
несчастия. Таковы пути всех, совершающих беззаконие, ибо нечестием изымают свою
душу». Посланные же пришли ночью, и когда подступили ближе, то услыхали, что
Борис поет заутреню, так как сказали уже ему, что собираются погубить его. И,
встав, начал он петь: «Господи! За что умножились враги мои! Многие восстают на
меня»; и еще: «Ибо стрелы твои вонзились в меня; ибо я готов к бедам, и скорбь
моя предо мною»; и еще говорил он: «Господи! Услышь молитву мою и не входи в
суд с рабом твоим, потому что не оправдается пред тобой никто из живущих, так
как преследует враг душу мою». И, окончив шестопсалмие и увидев, что пришли
посланные убить его, начал петь псалмы: «Обступили меня тельцы тучные. Скопище
злых обступило меня»; «Господи, Боже мой, на тебя уповаю, спаси меня и от всех
гонителей моих избавь меня». Затем начал он петь канон. А затем, кончив
заутреню, помолился и сказал так, смотря на икону, на образ владыки: «Господи
Иисусе Христе! Как ты в этом образе явился на землю ради нашего спасения,
собственною волей дав пригвоздить руки свои на кресте, и принял страдание за
наши грехи, так и меня сподобь принять страдание. Я же не от врагов принимаю
это страдание, но от своего же брата, и не вмени ему, Господи, это в грех». И,
помолившись Богу, возлег на постель свою. И вот напали на него, как звери
дикие, обступив шатер, и проткнули его копьями, и пронзили Бориса, и слугу его,
прикрывшего его своим телом, пронзили. Был же он любим Борисом. Был отрок этот
родом венгр, по имени Георгий; Борис его очень любил, и одел он на него большое
золотое ожерелье, в котором тот и служил ему. Убили они и многих других отроков
Бориса. Не могли они быстро снять ожерелье с шеи Георгия и отсекли голову ему,
и только тогда сняли ожерелье, а голову отбросили прочь; поэтому-то
впоследствии и не обрели тела его среди трупов. Убив же Бориса, окаянные
завернули его в шатер, положив на телегу, повезли, еще дышавшего. Святополк же
окаянный, узнав, что Борис еще дышит, послал двух варягов прикончить его. Когда
те подошли и увидели, что он еще жив, то один из них извлек меч и пронзил его в
сердце. И так скончался блаженный Борис, приняв с другими праведниками венец
вечной жизни от Христа Бога, сравнявшись с пророками и апостолами, пребывая с
сонмом мучеников, почивая на лоне Авраама, видя неизреченную радость, воспевая
с ангелами и в весельи пребывая со всеми святыми. И положили тело его в церкви
Василия, тайно принеся его в Вышгород. Окаянные же те убийцы пришли к
Святополку, словно хвалу заслужившие, беззаконники. Вот имена этих
законопреступников: Путша, Талец, Еловит, Ляшко, а отец им всем сатана. Ибо
такие слуги подобны бесам: бесы ведь посылаются на злое, ангелы же посылаются
для добрых дел. Ангелы ведь не творят человеку зла, но добра ему желают постоянно,
особенно же помогают христианам и защищают их от супостата-дьявола; а бесы
побуждают человека на зло, завидуя ему; и так как видят, что человек от Бога в
чести, — потому и завидуют и скоры на совершение зла. Было сказано: «Кто идет
прельстить Ахава?» И ответил бес: «Это я иду». Злой человек, усердствуя злому
делу, хуже самих бесов, ибо бесы хоть Бога боятся, а злой человек ни Бога не
боится, ни людей не стыдится; бесы ведь и креста Господня боятся, а человек
злой и креста не боится. Поэтому и Давид говорит: «Воистину ли верно говорите и
по праву ли судите, сыны человеческие? Но в сердце творите беззаконие, на земле
неправду ваши руки плетут, от самого лона материнского отступили грешники
<от правды>, заблудились, <выйдя> из чрева, говоря ложь, а ярость
их подобна змеиной».
«Сказание о Борисе и Глебе» (лицевые миниатюры из Сильвестровского сборника XIV века) |
Святополк же окаянный стал думать: «Вот убил я Бориса;
как бы убить Глеба?» И, замыслив Каиново дело, послал, обманывая, гонца к
Глебу, говоря так: «Приезжай сюда поскорее, отец тебя зовет: сильно он болен».
Глеб тотчас же сел на коня и отправился с малою дружиною, потому что был
послушлив отцу. И когда пришел он на Волгу, то в поле споткнулся конь его на
рытвине, и повредил Глеб себе немного ногу. И пришел в Смоленск, и отошел от
Смоленска недалеко, и стал на Смядыне на корабле. В это же время пришла от
Предславы весть к Ярославу о смерти отца, и послал Ярослав сказать Глебу: «Не
ходи: отец у тебя умер, а брат твой убит Святополком». Услыхав это, Глеб громко
возопил со слезами, плачась по отце, но еще больше по брате, и стал молиться со
слезами, говоря так: «Увы мне, Господи! Лучше было бы мне умереть с братом,
нежели жить на свете этом. Если бы видел я, брат мой, лицо твое ангельское, то
умер бы с тобою. Ныне же зачем остался я один? Где речи твои, что говорил ты
мне, брат мой любимый? Ныне уже не услышу тихого твоего наставления. Если
доходят молитвы твои к Богу, то помолись обо мне, чтобы и я принял ту же
мученическую кончину. Лучше бы было мне умереть с тобою, чем жить на этом
полном лжи свете». И когда он так молился со слезами, внезапно пришли посланные
Святополком погубить Глеба. И неожиданно захватили посланные корабль Глебов, и
обнажили оружие. Отроки же Глебовы пали духом. Окаянный же Горясер, один из
посланных, велел тотчас же зарезать Глеба. Повар же Глеба, именем Торчин, вынув
нож, зарезал Глеба, как безвинного ягненка.
Так был принесен он в жертву Богу, вместо
благоуханного фимиама — жертва одушевленная, и принял венец, войдя в небесные
обители, и увидел там желанного брата своего, и радовался с ним неизреченною
радостию, которой удостоились они за свое братолюбие. «Как хорошо и как
прекрасно жить братьям вместе!» Окаянные же возвратились назад, как сказал
Давид: «Да возвратятся грешники в ад». И еще: «Оружье обнажили грешники и
натянули луки свои, чтобы застрелить нищего и убогого, заклать чистых сердцем.
И оружье их вонзится в их же сердца, и луки их переломятся. Как грешники они
погибнут, исчезая словно дым погибнут».
Пришли <убийцы> и сказали Святополку: «Сделали
приказанное тобою». Он же, услышав это, возгордился еще больше, не ведая, что
Давид сказал: «Что хвалишься злодейством, сильный? Беззаконие умышляет язык
твой, изостренный словно бритва, творит коварное. Полюбил зло более благостыни,
неправду больше, чем говорить правду. Полюбил все слова гибельные, язык лживый.
За это Бог уничтожит тебя до конца и исторгнет тебя из села твоего и корень
твой из земли живущих». Как и Соломон говорит: «Я посмеюсь над погибелью вашей,
порадуюсь, когда придет на вас бедствие. Поэтому съедят своих дел плоды и
насытятся своего нечестия».
Итак, Глеб был убит и положен на берегу между двумя
колодами. Затем же, взяв его, увезли и положили рядом с братом его Борисом в
церкви святого Василия.
И соединились они телами, а того более — душами,
пребывая у владыки, царя всех, в радости бесконечной, в свете неизреченном, и
подавая дары исцеления Русской земле и всех, приходящих с верою из иных стран,
исцеляя: хромым давая ходить, слепым давая прозрение, болящим выздоровление,
закованным освобождение, темницам отверзение, печальным утешение, гонимым
избавление. Заступники они за Русскую землю, светильники сияющие и вечно
молящиеся владыке Богу о своих людях. <…>
Святополк же окаянный и злой убил Святослава, послав к
нему к горе Угорской, когда тот бежал к уграм. И стал помышлять: «Перебью всех
своих братьев и стану один владеть Русской землею». Так думал он в гордости
своей, не зная, что «Бог дает власть кому хочет, ибо поставляет Всевышний
цесаря и князя, каких захочет дать». Если же какая-нибудь страна станет угодной
Богу, то ставит он ей цесаря или князя праведного, любящего справедливость и
закон, и дарует властителя и судью, правящего суд. Ибо если князья справедливы
в стране, то много согрешений прощается стране той; если же злы и лживы, то еще
большее зло насылает Бог на страну ту, потому что князь — глава земли.
<…>
Борис и Глеб на конях (икона XIV века, Государственная Третьяковская Галерея) |
Святополк же окаянный стал княжить в Киеве. Созвав
людей, стал он им давать кому плащи, а другим деньгами, и роздал много
богатства. Когда еще Ярослав не знал об отцовской смерти, было у него множество
варягов, и творили они насилие новгородцам. Новгородцы же поднялись на них и
перебили варягов во дворе Поромоньем. И разгневался Ярослав и пошел в Ракомо,
сел там во дворе. И послал к новгородцам сказать: «Мне уже тех не воскресить».
И призвал к себе лучших мужей, которые перебили варягов, и, обманув их, перебил
их тысячу. В ту же ночь пришла ему весть из Киева от сестры его Предславы:
«Отец твой умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса и за Глебом послал,
берегись его очень». Услышав это, Ярослав опечалился об отце, и о брате, и о
дружине. На другой день, собрав остаток новгородцев, сказал Ярослав: «О милая
моя дружина, которую я вчера перебил, а сегодня она оказалась нужна». Утер
слезы и обратился к ним на вече: «Отец мой умер, а Святополк сидит в Киеве,
истребляя братьев своих». И сказали новгородцы: «Хотя, князь, и иссечены братья
наши, — можем за тебя сражаться!» И собрал Ярослав тысячу варягов, а других
воинов сорок тысяч, и пошел на Святополка, и, воззвав к Богу, сказал: «Не я
начал избивать братьев моих, но он; да будет Бог мстителем за кровь братьев
моих, потому что без вины пролил он праведную кровь Бориса и Глеба. Или же и
мне то же сделать? Рассуди меня, Господи, по правде, да прекратятся злодеяния
грешного». И пошел на Святополка. Услышав же, что идет Ярослав, Святополк
собрал бесчисленное количество воинов, русских и печенегов, и вышел против него
к Любечу на тот берег Днепра, а Ярослав был на этом.
История
России. Хрестоматия. 6 – 10 классы. В 2-х частях. Часть 1. Электронная форма.
М.: Просвещение. 2015. с. 65 – 71.
Комментариев нет:
Отправить комментарий