6 октября 2014 г.

Этот день в истории. 5 октября 1713 года


5 октября 1713 года родился Дени Дидро
Дени Дидро (5.10.1713 - 31.7.1784), французский философ, просветитель, писатель. Учился в иезуитском коллеже в Лангре, затем окончил коллеж д'Аркур в Париже. В 1732 получил звание магистра искусств. Первые философские сочинения Дидро (в т.ч. и «Философские мысли» - «Les pensees philosophiques», 1746, сожженные в том же году по решению французского парламента) содержали критику христианской религии и церкви в духе деизма. Сочинения после 1749 написаны Дидро с позиций материализма и атеизма. В этом же году за распространение «опасных мыслей» был арестован. По выходе из тюрьмы стал одним из организаторов и редакторов - «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» («Encyclopedie, ou Dictionnaire raisonne des scienccs, des arts et des me-tiers», 1751-80). B 1773-74 посетил Россию, где пытался уговорить Екатерину II провести прогрессивные реформы.


Дидро участвовал в разработке демократической программы воспитания и образования. Его «Энциклопедия» стала одновременно сводом теоретических и практических знаний, сыгравшим большую роль в воспитании многих поколений. Дидро верил в природные силы человека, предлагал формировать личность в полезном для общества направлении, в частности трудовым обучением. Считал необходимым покончить с отрывом школьного образования от жизни, настаивал на равном воспитании выходцев из всех сословий, отделении школы от церкви. В произведении «Систематическое опровержение книги Гельвеция “О человеке”» (1773-74) воспитание детей рассматривал в тесной связи с их анатомо-физиологическими особенностями. Задача просвещения состоит в том, чтобы выявить природные способности детей и дать им полное развитие. Обратил внимание на то, что несправедливое общественное устройство заглушает самые прекрасные задатки. В «Плане университета, или Школы публичного преподавания наук для Российского правительства», составленном в 1775 по просьбе Екатерины II, и в ряде заметок, написанных им во время пребывания в Петербурге («О школе для молодых девиц», «Об особом воспитании», «О публичных школах» и др.), а также в своих философских и литературных произведениях Дидро рассматривал широкий круг педагогических проблем (система образования, методы обучения и др.).

Анализируя исторический опыт и состояние европейской школы, Дидро намечал новые принципы организации просвещения. В первую очередь он отстаивал принцип всеобщего обязательного бесплатного начального образования. В эпоху, когда во Франции и в большинстве др. государств школа считалась делом церкви, Дидро проектировал государственную систему народного образования, построенную на основе бессословности, подчеркивая, что низшие слои были и будут рассадником добрых нравов и знаний. Дидро отмечал, что дети бедняков, привыкшие с ранних лет к труду, учатся более серьезно и прилежно, чем дети богатых. Стремясь обеспечить фактическую доступность школы, Дидро считал необходимым организовать материальную помощь государствава детям бедняков (бесплатные учебники и питание в начальной школе, стипендии в средней и высшей школе).

Дидро был противником господствовавшей в то время в Европе системы среднего образования с ее классицизмом и вербализмом. Выступал за реальное направление в образовании, за его связь с практическими потребностями жизни. На первый план выдвигал физико-математические и естественные науки. В распространении и углублении этих знаний Дидро видел залог развития производства. Вместе с тем, указывал Дидро, естествознание вызывает большой интерес у детей, изучение математических наук особенно развивает логическую мысль и дух изобретательства. Его аргументация в пользу реального образования по своей разносторонности и убедительности превосходила все написанное ранее по этому вопросу. Дидро хотел, чтобы вся система образования давала широкие, разносторонние теоретического знания. Он предложил 3 типа учебных заведений: начальной школы, где обучали бы счету, письму и чтению; 6-8-летние средние школы. Наибольшее внимание уделял средней школе, предлагая строить учебный план с учетом взаимозависимости наук, выделять в каждом году обучения главные предметы одного цикла (напр., 1-й класс - математика, 2-й - механика, 3-й - астрономия, 4-й - естествознание, экспериментальная физика, 5-й - химия, анатомия, 6-й - логика и критика, общая теория грамматики; 7-й - родной язык, 8-й - древние языки: греческий и латинский, изучение античной литературы). Параллельно должны идти занятия по трем другим циклам (в послеобеденное время); 2-й цикл - философия, мораль, религия, история и хронология, география, начала экономической науки; 3-й цикл - рисование, элементы архитектуры; 4-й цикл - музыка, танцы, фехтование, верховая езда, плавание. Включая в учебный план религию, Дидро отмечал, что делает это, считаясь со взглядами Екатерины II. Он намечал преподавание морали по книгам Т. Гоббса и П. Гольбаха, в которых проявлялись тенденции материалистической философии.

Ценя основательность знаний, Дидро утверждал: «Лучше знать немногое, но хорошо, и даже вовсе не знать чего-либо, чем знать плохо». Придавал важное значение хорошим учебникам, к составлению которых предлагал привлечь крупных ученых. В целях повышения уровня знаний рекомендовал 4 раза в год проводить в средней школе публичные экзамены, учебные успехи молодежи усиливать мерами поощрения; лучших из окончивших назначать на государственные должности.

Для более тщательного подбора учителей Дидро советовал объявлять конкурсы. Требовал хорошего материального обеспечения учительства. Необходимые качества учителя - глубокое знание предмета, «честная и чувствительная душа». Задача учителя - сделать из каждого своего воспитанника честного человека, внушить ему такие качества души, как твёрдость и справедливость, развивать в нем ум «здравый, просвещенный и обширный», широту кругозора, привить вкус ко всему «истинному, прекрасному, великому, доброму», заботиться об укреплении здоровья воспитанников.

«План» Дидро не был осуществлен, но вошел в историю педагогики как выражение новаторских замыслов просветителя. Был полностью опубликован только в 19 в. Многие мысли Дидро о народном образовании получили распространение (через «Энциклопедию», философские произведения и т.п.), оказали влияние на развитие педагогической теории.

Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В.Г. Панова. 1993.


Комментариев нет:

Отправить комментарий