5 октября 1713 года родился Дени Дидро
Дени Дидро (5.10.1713
- 31.7.1784), французский философ, просветитель, писатель. Учился в иезуитском
коллеже в Лангре, затем окончил коллеж д'Аркур в Париже. В 1732 получил звание
магистра искусств. Первые философские сочинения Дидро (в т.ч. и «Философские
мысли» - «Les pensees philosophiques», 1746, сожженные в том же году по решению
французского парламента) содержали критику христианской религии и церкви в духе
деизма. Сочинения после 1749 написаны Дидро с позиций материализма и атеизма. В
этом же году за распространение «опасных мыслей» был арестован. По выходе из
тюрьмы стал одним из организаторов и редакторов - «Энциклопедии, или Толкового
словаря наук, искусств и ремесел» («Encyclopedie, ou Dictionnaire raisonne des
scienccs, des arts et des me-tiers», 1751-80). B 1773-74 посетил Россию, где
пытался уговорить Екатерину II провести прогрессивные реформы.
Дидро участвовал
в разработке демократической программы воспитания и образования. Его
«Энциклопедия» стала одновременно сводом теоретических и практических знаний,
сыгравшим большую роль в воспитании многих поколений. Дидро верил в природные
силы человека, предлагал формировать личность в полезном для общества
направлении, в частности трудовым обучением. Считал необходимым покончить с
отрывом школьного образования от жизни, настаивал на равном воспитании выходцев
из всех сословий, отделении школы от церкви. В произведении «Систематическое
опровержение книги Гельвеция “О человеке”» (1773-74) воспитание детей рассматривал
в тесной связи с их анатомо-физиологическими особенностями. Задача просвещения
состоит в том, чтобы выявить природные способности детей и дать им полное
развитие. Обратил внимание на то, что несправедливое общественное устройство
заглушает самые прекрасные задатки. В «Плане университета, или Школы публичного
преподавания наук для Российского правительства», составленном в 1775 по
просьбе Екатерины II, и в ряде заметок, написанных им во время пребывания в
Петербурге («О школе для молодых девиц», «Об особом воспитании», «О публичных
школах» и др.), а также в своих философских и литературных произведениях Дидро
рассматривал широкий круг педагогических проблем (система образования, методы
обучения и др.).
Анализируя
исторический опыт и состояние европейской школы, Дидро намечал новые принципы
организации просвещения. В первую очередь он отстаивал принцип всеобщего
обязательного бесплатного начального образования. В эпоху, когда во Франции и в
большинстве др. государств школа считалась делом церкви, Дидро проектировал
государственную систему народного образования, построенную на основе
бессословности, подчеркивая, что низшие слои были и будут рассадником добрых
нравов и знаний. Дидро отмечал, что дети бедняков, привыкшие с ранних лет к
труду, учатся более серьезно и прилежно, чем дети богатых. Стремясь обеспечить
фактическую доступность школы, Дидро считал необходимым организовать
материальную помощь государствава детям бедняков (бесплатные учебники и питание
в начальной школе, стипендии в средней и высшей школе).
Дидро был
противником господствовавшей в то время в Европе системы среднего образования с
ее классицизмом и вербализмом. Выступал за реальное направление в образовании,
за его связь с практическими потребностями жизни. На первый план выдвигал
физико-математические и естественные науки. В распространении и углублении этих
знаний Дидро видел залог развития производства. Вместе с тем, указывал Дидро,
естествознание вызывает большой интерес у детей, изучение математических наук
особенно развивает логическую мысль и дух изобретательства. Его аргументация в
пользу реального образования по своей разносторонности и убедительности
превосходила все написанное ранее по этому вопросу. Дидро хотел, чтобы вся
система образования давала широкие, разносторонние теоретического знания. Он
предложил 3 типа учебных заведений: начальной школы, где обучали бы счету,
письму и чтению; 6-8-летние средние школы. Наибольшее внимание уделял средней
школе, предлагая строить учебный план с учетом взаимозависимости наук, выделять
в каждом году обучения главные предметы одного цикла (напр., 1-й класс -
математика, 2-й - механика, 3-й - астрономия, 4-й - естествознание,
экспериментальная физика, 5-й - химия, анатомия, 6-й - логика и критика, общая
теория грамматики; 7-й - родной язык, 8-й - древние языки: греческий и
латинский, изучение античной литературы). Параллельно должны идти занятия по
трем другим циклам (в послеобеденное время); 2-й цикл - философия, мораль,
религия, история и хронология, география, начала экономической науки; 3-й цикл
- рисование, элементы архитектуры; 4-й цикл - музыка, танцы, фехтование,
верховая езда, плавание. Включая в учебный план религию, Дидро отмечал, что
делает это, считаясь со взглядами Екатерины II. Он намечал преподавание морали
по книгам Т. Гоббса и П. Гольбаха, в которых проявлялись тенденции
материалистической философии.
Ценя
основательность знаний, Дидро утверждал: «Лучше знать немногое, но хорошо, и
даже вовсе не знать чего-либо, чем знать плохо». Придавал важное значение хорошим
учебникам, к составлению которых предлагал привлечь крупных ученых. В целях
повышения уровня знаний рекомендовал 4 раза в год проводить в средней школе
публичные экзамены, учебные успехи молодежи усиливать мерами поощрения; лучших
из окончивших назначать на государственные должности.
Для более
тщательного подбора учителей Дидро советовал объявлять конкурсы. Требовал
хорошего материального обеспечения учительства. Необходимые качества учителя -
глубокое знание предмета, «честная и чувствительная душа». Задача учителя -
сделать из каждого своего воспитанника честного человека, внушить ему такие
качества души, как твёрдость и справедливость, развивать в нем ум «здравый,
просвещенный и обширный», широту кругозора, привить вкус ко всему «истинному,
прекрасному, великому, доброму», заботиться об укреплении здоровья
воспитанников.
«План» Дидро не
был осуществлен, но вошел в историю педагогики как выражение новаторских
замыслов просветителя. Был полностью опубликован только в 19 в. Многие мысли
Дидро о народном образовании получили распространение (через «Энциклопедию»,
философские произведения и т.п.), оказали влияние на развитие педагогической
теории.
Российская педагогическая энциклопедия. - М:
«Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В.Г. Панова. 1993.
Комментариев нет:
Отправить комментарий